Должностная инструкция 1.2 воспитателя

1. Общие положения
1.1. Должность воспитателя относится к категории педагогических работников.
1.2. На должность воспитателя может быть принято лицо, имеющее высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и
педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации.
1.3. На должность воспитателя не может быть назначено лицо:
– лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда;
– имеющее или имевшее судимость за преступления, составы и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;
– признанное недееспособным в установленном законом порядке;
– имеющее заболевание, предусмотренное установленным перечнем.
1.4. Воспитатель принимается и освобождается от должности руководителем дошкольной
образовательной организации (далее – ДОО).
1.5. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования
воспитатель должен знать:
1.5.1. специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми
раннего и дошкольного возраста;
1.5.2. основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и
личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного
воспитания;
1.5.3. общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
1.5.4. особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном
возрасте;
1.5.5. основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста;
1.5.6. современные тенденции развития дошкольного образования.
1.6. Для ведения педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования
воспитатель должен уметь:
1.6.1. организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная;
1.6.2. конструировать, создавать широкие возможности для развития свободной игры детей, в
том числе обеспечения игрового времени и пространства;
1.6.3. применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего
и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
1.6.4. использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга,
позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень
сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на
следующих уровнях обучения;
1.6.5. владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской);
1.6.6. выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями)
детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать
методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
1.6.7. владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Должностные обязанности

2
2.1. Воспитатель обязан:
2.1.1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым
договором и настоящей должностной инструкцией;
2.1.2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка ДОО;
2.1.3. соблюдать трудовую дисциплину;
2.1.4. выполнять установленные нормы труда;
2.1.5. бережно относиться к имуществу работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц,
находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность
этого имущества) и других работников;
2.1.6. незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о
возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если
работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
2.1.7. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
2.1.8. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
2.1.9. уважать честь, достоинство и репутацию обучающихся и других участников
образовательных отношений;
2.1.10. развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни
в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и
безопасного образа жизни;
2.1.11. применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
2.1.12. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости
с медицинскими организациями;
2.1.13. систематически повышать свой профессиональный уровень;
2.1.14. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке,
установленном законодательством об образовании;
2.1.15. проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры по направлению работодателя;
2.1.16. проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
2.1.17. соблюдать устав ДОО;
2.1.18. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной
этики.
2.1.19. планировать и организовывать жизнедеятельность детей, их воспитание, готовить их к
обучению в школе;
2.1.20. совместно с медицинскими работниками обеспечивать сохранение и укрепление
здоровья детей, проводить мероприятия, способствующие их психофизическому развитию,
отвечать за их жизнь и здоровье;
2.1.21. организовывать выполнение детьми режима дня;
2.1.22. организовывать работу детей по самообслуживанию с учетом их возраста;
2.1.23. осуществлять гигиенический уход за детьми раннего возраста;
2.1.24. проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек;
2.1.25. работать в соответствии с образовательной программой, в контакте с другими
педагогическими работниками ДОО;
2.1.26. осуществлять наблюдение за поведением детей в период адаптации;
2.1.27. регулярно информировать руководящих работников ДОО о состоянии здоровья детей;

3
2.1.28. составлять ежемесячно табель посещаемости детей.
2.2. При ведении педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования
воспитатель должен:
2.2.1. участвовать в разработке основной общеобразовательной программы образовательной
организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
2.2.2. участвовать в создании безопасной и психологически комфортной образовательной
среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей,
поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в
образовательной организации;
2.2.3. планировать и реализовывать образовательную работу в группе детей раннего и (или)
дошкольного
возраста
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами и основными образовательными программами;
2.2.4. организовывать и проводить педагогический мониторинг освоения детьми
образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и
(или) дошкольного возраста;
2.2.5. участвовать в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и (или) дошкольного
возраста;
2.2.6. реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда,
дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а
также с детьми с особыми образовательными потребностями;
2.2.7. развивать профессионально значимые компетенции, необходимые для решения
образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
2.2.8. формировать психологическую готовность к школьному обучению;
2.2.9. создавать позитивный психологический климат в группе и условия для
доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в т. ч. ограниченными) возможностями здоровья;
2.2.10. организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной;
2.2.11. конструировать, создавать широкие возможности для развития свободной игры детей, в
том числе обеспечение игрового времени и пространства;
2.2.12. организовывать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности,
создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов;
2.2.13. активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности;
2.2.14. организовывать образовательный процесс на основе непосредственного общения с
каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
2.3. При организации режима дня и воспитательно-образовательного процесса воспитатель обязан:
а) осуществлять ежедневный утренний прием обучающихся;
б) опрашивать родителей (иных законных представителей) о состоянии здоровья обучающихся;
в) организовывать проведение термометрии при наличии соответствующих показаний (наличие
катаральных явлений, явлений интоксикации);
г) изолировать заболевших в течение дня обучающихся от здоровых обучающихся;
д) организовывать прием пищи и дневной сон обучающихся.
2.4. При реализации образовательной программы воспитатель обязан соблюдать установленную
длительность непрерывной образовательной деятельности, которая не может превышать:

4
а) для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет – 10 минут;
б) для детей от 3 до 4 лет – 15 минут;
в) для детей от 4 до 5 лет – 20 минут;
г) для детей от 5 до 6 лет – 25 минут;
д) для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.
2.5. При реализации образовательной программы воспитатель обязан соблюдать установленные
максимально допустимые объемы образовательной нагрузки в том числе:
а) в младшей группе – не более 30 минут в первой половине дня;
б) в средней группе – не более 40 минут в первой половине дня;
в) в старшей группе – не более 45 минут в первой половине дня;
г) в подготовительной группе – не более 90 минут в первой половине дня;
д) для детей старшего дошкольного возраста – не более 30 минут во второй половине дня.
2.6. При реализации образовательной программы дошкольного образования воспитатель обязан:
2.6.1. способствовать достижению обучающимися целевых ориентиров;
2.6.2. способствовать созданию условий развития каждого ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
2.6.3. способствовать созданию развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
2.6.4. способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
2.6.5. обеспечивать выполнение следующих психолого-педагогических условий:
а) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
б) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
в) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
г) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
д) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
е) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
ж) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
з) поддержка родителей (иных законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
2.6.6. обеспечивать выполнение условий, необходимых для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые
предполагают:
а) обеспечение эмоционального благополучия через:
– непосредственное общение с каждым ребенком;
– уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

5
б) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
в) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
– развитие умения детей работать в группе сверстников;
г) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития,
проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:
– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического
развития детей;
– поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
– оценку индивидуального развития детей;
д) взаимодействие с родителями (иными законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3. Права
3.1. Воспитатель имеет право на:
3.1.1. заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях,
которые установлены Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами;
3.1.2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
3.1.3. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей
квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
3.1.4. отдых,
обеспечиваемый
установлением
сокращенного
рабочего
времени,
предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней,
оплачиваемых ежегодных отпусков;
3.1.5. подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном
Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, в том числе дополнительное
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем
один раз в три года;
3.1.6. объединение, включая право на создание профессиональных организаций
(профессиональных союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и
законных интересов в формах и в порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации;
3.1.7. участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, иными
федеральными законами и коллективным договором формах;
3.1.8. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений
через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного
договора, соглашений;

6
3.1.9. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными
законом способами;
3.1.10. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке,
установленном Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами;
3.1.11. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и
компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ, иными
федеральными законами;
3.1.12. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными
законами.
3.2. Воспитатель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у
работодателя в том числе на:
3.2.1. полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных;
3.2.2. свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на
получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за
исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
3.2.3. определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
3.2.4. доступ к медицинской документации, отражающей состояние его здоровья, с помощью
медицинского работника по его выбору;
3.2.5. требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных
данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового Кодекса РФ
или иного федерального закона;
3.2.6. подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю
о своем несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления
персональных данных;
3.2.7. дополнение собственной точкой зрения персональных данных оценочного характера;
3.2.8. требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены
неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них
исключениях, исправлениях или дополнениях;
3.2.9. обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при
обработке и защите его персональных данных.
3.3. Воспитатель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней,
известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты
задержанной суммы.
3.4. Воспитатель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с получением
образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.5. Воспитатель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе
право на:
3.5.1. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны
труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
3.5.2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
3.5.3. получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих
государственных органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране
труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о
специальной оценке условий труда, о существующем риске повреждения здоровья, а также
о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
3.5.4. отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья
вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
3.5.5. обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с
требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

7
3.5.6. обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
3.5.7. дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае
ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
3.5.8. запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление
федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти,
осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами
профсоюзногоконтроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права;
3.5.9. обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в
профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками
представительные органы по вопросам охраны труда;
3.5.10. личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов,
связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в
расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания;
3.5.11. внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с
сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения
указанного медицинского осмотра;
3.5.12. гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ,
коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым
договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.6. Воспитатель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего
непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме,
отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться
от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением
случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами.
3.7. Воспитатель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его
заявления в десятидневный срок со дня его подачи.
3.8. Воспитатель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством.
3.9. Воспитатель имеет право на:
3.9.1. свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную
деятельность;
3.9.2. свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов
обучения и воспитания;
3.9.3. творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
3.9.4. выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в
соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном
законодательством об образовании;
3.9.5. участие в разработке образовательных программ и их компонентов;
3.9.6. осуществление
научной,
научно-технической,
творческой,
исследовательской
деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и
во внедрении инноваций;
3.9.7. бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в
порядке, установленном локальными нормативными актами ДОО, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам,

8
музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной
деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной
или исследовательской деятельности;
3.9.8. бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами ДОО,
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными
нормативными актами ДОО;
3.9.9. участие в управлении ДОО, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке,
установленном уставом ДОО;
3.9.10. участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ДОО, в том числе через
органы управления и общественные организации;
3.9.11. обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
3.9.12. защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики.
3.10. Воспитатель имеет право на:
3.10.1. сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации;
3.10.2. ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого
определяется Правительством Российской Федерации;
3.10.3. длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
3.10.4. досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
3.10.5. иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными
законами и законодательными актами регионального уровня.
4. Ответственность
Воспитатель, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подвергнут
следующим видам ответственности:
4.1. дисциплинарной;
4.2. материальной;
4.3. административной;
4.4. гражданско-правовой;
4.5. уголовной.
Лист ознакомления
№
п/п

Фамилия И. О.

Подпись
работника

Дата
ознакомления

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».